Человеческая природа, с которой в коллективном сознании ассоциируются понятия «мистик», «оккультист», «тайновидец» весьма разнообразна… 
Человеческая природа, с которой в коллективном сознании ассоциируются понятия «мистик», «оккультист», «тайновидец» весьма разнообразна и разношерстна, но, присмотревшись повнимательнее, нетрудно будет различить четыре особенно четко дифференцированные группы, условно названные воинами, рабами, на¬блюдателями и иллюзионистами. Названия эти сами по себе достаточно красноречивы и едва ли нуждаются в развернутых пояснениях. Первую группу составляют те, кто пошел по пути активного и целенаправленного проникновения в нечеловеческие миры с целью либо по¬ставить их на службу собственным интересам, либо заставить их работать на благо человече¬ства в целом. «Путь воина» в особенности типичен для различных языческих и неоязыческих разновидностей мистицизма, переживающих в нынешнем столетии свой подлинный ренессанс. Его базисный, основополагающий принцип — Воля (в специфически магическом понимании этого слова), а в числе наиболее «знаковых» представителей можно назвать Пифагора, Ямвлиха, Хассана-ибн-Саббаха, Свами Вивекананду, Кастанеду, Кроули...  Рабы же, как их полные идейные антиподы, могут выступать исключительно в качестве объектов воздействия Боже¬ственной Воли, стремясь ради этого к предельно возможному личностному самоограничению и культивируя в себе такие душевные качества, как покорность и созерцательность, подавление всех потребностей индивидуального Эго во имя утвер¬ждения себя в Абсолютном Бытии. Определение «раб Божий» применительно к людям подобно¬го склада является не уничижением, а, напротив, высшей формой похвалы среди всех существу¬ющих. Только из этого рабов могут выработаться иде¬альные типы аскетов, медиумов, «юродивых» от мистицизма (Антоний Великий, Чжуан-цзы, Те¬реза Авильская, Рамакришна, Э. Кейс, Ванга...)  Третий тип, тип наблюдателя (его наибо¬лее выдающиеся представители — Карл Густав Юнг и Мирча Элиаде), развился уже в относительно более позднюю эпоху, хотя первым в этом ряду следовало бы назвать, пожалуй, еще само¬го Платона. Главное орудие наблюдателя — интеллект, прекрасно тренированная способ¬ность к анализу и синтезу в сочетании с не менее высокоразвитой интуицией. Например, Кеплер, Ньютон, Месмер — относятся именно к этой категории.  Последняя же разновидность, является, в сущности, ни чем иным, как вырожденной формой «пути воина». Наиболее артистичные и оригинальные представители этой породы - Симон Волхв, граф Сен-Жермен или Элифас Леви.  Конечно же, это деление весьма условно, и боль¬шинство эзотериков следует относить все же к неким гибридным, или переходным, формам, допустимым в самых разнообразных комбинациях и вариациях. При этом отдельные — к великому сожалению, крайне немногочисленные — носители высшего мистического сознания способны демонстрировать синтез всех трех основных вышеуказанных «путей» без ущерба для каждого из них по отдельности.

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz